Меню

Яндекс.Метрика

ОДЕЖДА ЧЕРНОМОРСКИХ КАЗАКОВ

Одежда черноморских казаков – один из вариантов восточно-славянской народной одежды. Основной верхней наплечной одежды черноморца являлась свита. Она имелась практически у каждого казака и шилась из сукна разных цветов, иногда из грубого холста или парусины. Повседневную одежду большинства казаков составляли сермяжные свиты, т.е. сшитые из домотканого некрашеного грубого сукна, преимущественно серого и черного цвета, изредка белого. Часть рядовых казаков имела свиты из голубого, зеленого, темно-зеленого, вишневого, желтого сукна. Но среди «цветных» свит преобладали синие. Зажиточные казаки и старшина предпочитали дорогие импортные материалы («аглицкая систа», «браславское сукно»…), такие как: «свита тонкой синей систы, обложена вокруг золотым позументом, полы и рукава подбиты красною тафтою», «свита синей скети, обложена серебряным позументом», «свита моревого сукна с искрою, подбита на полах тафтою, обложена золотым шнурком», «свита вишневого сукна, полы подбиты обером, обложена золотым узеньким бузументом».

В конце ХVIII – начале ХIХ века казаки употребляли и татарскую одежду, называя ее «свиты ногайские», «свиты татарские», но чаще для обозначения использовалось слово «чекмень». Чекменем в этот период называли и одежду адыгов, однако больше были распространены выражения «черкеска» и «свиты черкесские».

В отношении штанов черноморских казаков можно выделить по документам три показателя: материал, цвет и тип. По материалу: «китаевые, парусовые, холстяные, бумажные, плисовые, суконные, хрящевые»; по цвету преобладали серые, синие, голубые; по типу – штаны-шаровары и штаны портные. Основной материал – холст и сукно. Широкое распространение имели «хрящевые штаны», т.е. пошитые из грубого и дешевого холста. У богатых казаков на суконных шароварах встречается подкладка «тонкого ивановского холста». Изредка отмечена обшивка штанов кожей. Очевидно, уже в первой четверти ХIХ века, в связи с распространением узких шаровар выходят из употребления широкие шаровары на манер восточного «шельвар». В документах начала 20-х годов ХIХ века встречаются лишь единичные упоминания о шароварах, сшитых на «прежний черноморский манер».

Черноморцы в конце ХVIII – начале ХIХ века носили следующие пояса: холщовые, шерстяные, плетеные, зеленые полушалевые, камлотовые бумажные, каламайковые.

Обувь – сапоги, постолы, черевики, чоботы. Не вполне ясно значение последнего слова в казачей лексике конца ХVIII в. В ряде случаев им называют сапоги, в др. – обувь иного типа, возможно башмаки. Может быть, это сапоги без «халяв». Сапоги бытовали двух типов: цветные мягкие из сафьяна и грубые юфтовые. Очень много «сапог солдатских», встречаются «на немецкий манер», но цветные сапоги были большой редкостью. Ряд казаков носили русские коты. В 20-е годы ХIХ века, наряды с сапогами, появляются башмаки и «щыблеты». Все шире входят в обиход чувяки (в конце ХVIII века черкесскую обувь называли «черевики»). Некоторые из них изготавливались из кожи диких кабанов щетиной наружу. Часть казаков носили онучи (длиной 1,5 аршина) и чулки.

Большим разнообразием отличались головные уборы. Бытовали кучмы серых и черных смушков, низкие круглые шапки с узкими (10-12 см) вертикальным меховым околышем и плоским матерчатым верхом, шапки с меховым околышем и матерчатыми вершками, сшитые в форме цилиндра или усеченного конуса. Вероятно, часть зажиточных казаков употребляли в качестве парадного убора типа мегерок (изображения мегерок есть на войсковых и куренных печатях; возможно, выражение «шапка казака» обозначало этот головной убор).

В качестве дополнительной верхней одежды черноморские казаки употребляли кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки, киреи и бурки. Серяк – одежда для походов и непогоды – шился из грубого толстого сукна, обычно серого или коричневого цвета. Будучи намного дешевле бурок, серяки долго сдерживали распространение последних. В подавляющем большинстве бурки у казаков были черкесского изготовления. Помимо основного материала, встречались бурки из «кож еловичных», «из диких козьих кож». Рядовое казачество в качестве зимней верхней одежды использовало кожухи нагольные, т.е. не покрытые материей, овчинные шубы. Бытовали и кожухи волчьи, лисьи и даже собачьи. Нередки байбараки, т.е. кожухи, крытые сукном. Старшина и богатые казаки владели шубами, отделанными дорогим сукном и мехами.

В костюме черноморских казаков встречалось немало видов одежды, не входившей в основной комплекс. Ее наличие определялось социальным статусом казака, его материальным положением, модой и т.д. Это епанчи турецкие, фуфайки атласные, ситцевые, суконные, жилетки, шинели и мундиры солдат регулярной армии, бекеши, сюртуки…

В целом в основе костюма черноморского казака лежал комплекс украинской народной одежды. С начала ХIХ века прослеживается заметное «донское» и «кавказское влияние». К середине ХIХ века адыгейская одежда уже доминирует в казацкой среде, но образцы славянской окончательно не вытеснены. Необычайно четко и зримо в одежде черноморского казака отражается социальная и имущественная дифференциация.

 

 

Из «Энциклопедического словаря

по истории Кубани»

Краснодар, 1997 г.

подготовила Т.А.Гречаная